Профессор Леонид Буланов и сотрудники клиники «НИЛКХО» в рамках научного исследования и изучения истории Государства Российского и современной России посетили музей «Золотая кладовая» Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале.
Эта экспозиция – настоящая сокровищница древнерусских произведений декоративно-прикладного искусства. Впервые она открылась в здании Никольской больничной церкви в 1977 г. Через пятнадцать лет экспозиция была перестроена, а еще через пятнадцать лет, в 2006 г. – основательно обновлена с использованием современных технологических приёмов размещения, сохранения и демонстрации экспонатов.
Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI–XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах. В зале археологических находок помещены золотые и серебряные украшения древних славян.

Отдельный зал занимает коллекция мелкой пластики. Среди экспонатов XII–XVII вв. – резные по камню, дереву, кости нагрудные иконки, кресты и панагии в золотых и серебряных оправах. Многие из них поистине уникальны.

Два зала посвящены русскому прикладному искусству XVI–XVII вв. Особое место занимает знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Корсунская» XVI в. с богатым убором из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней. Здесь же можно видеть многочисленные вклады царей, князей, именитых государственных и церковных деятелей. Это – церковная утварь вклада князей Шуйских, потир царей Ивана и Петра и царевны Софьи, кадило митрополита Геласия, иконы в серебряных окладах, связанные с родом князей Пожарских. В отдельных витринах собраны прекрасные произведения черни и эмали XVI–XVII столетий. Среди серебряных произведений, украшенных гравировкой и чеканкой, представлены работы как столичных, так и местных мастеров-серебряников.

С 1977 года в «Золотой кладовой» хранится чудотворная икона Корсунской Божьей Матери. Сведений о том, как оказалась Корсунская икона в Спасо-Евфимиевом монастыре и кто её написал, не сохранилось. В самом раннем источнике — монастырской описи 1660 года — икона именуется «Умилением», название «Корсунская» впервые появляется в XVIII веке. Возможно, эта икона как-то связана с принесенной на Русь в X веке равноапостольным князем Владимиром иконой из греческого города Корсуни (или Херсонеса — ныне территория Севастополя). Манера письма суздальской Корсунской иконы очень близка к греческим образцам.
Корсунская икона была святыней не только Суздаля, но и за его пределами. С ней обходили с крестным ходом жильё и поля, каждый благочестивый житель Суздальского края считал священной обязанностью ежегодно принимать чудотворную Корсунскую икону в свой дом, а те, кто не мог этого сделать, совершали молебны пред святой иконой в самой обители. Каждую пятницу в монастыре перед чудотворным образом соборно пели акафист и поминали о здравии власти и благотворителей обители. На эти богослужения неизменно собиралось множество богомольцев из Суздаля и окрестностей. К помощи Богородицы обращались при засухе или обильных дождях и других несчастьях. Предание говорит, что в древности икона была «спутницей походов». Во время эпидемий холеры в 1830 и 1848 годах Корсунская икона путешествовала по сёлам Владимирской губернии, и в память бывших от неё исцелений было написано множество копий иконы для сельских церквей и часовен.

Особый зал отведён для памятников лицевого шитья XVI–XVII вв., среди которых искусно шитые шёлком, пряденым золотом и серебром покрова и пелены, хоругвь и покровцы. Их дополняют редкие реликвии русского и византийского искусства, найденные при обследовании захоронения архиепископа Арсения Элассонского в суздальском Рождественском соборе.

На втором этаже экспозиции представлены экспонаты XVIII – начала XX века. Обращают на себя внимание иконы и предметы церковной утвари, украшенные пышным орнаментом в технике чеканки, гравировки, черни, а также образцы живописной эмали. Среди произведений орнаментального шитья – церковные облачения и покровцы, шитые жемчугом, бисером, перламутром, металлическими нитями. На примере серебряной посуды XVIII столетия можно судить о переменах в русском быту этого времени. Две витрины с интерьерными комплексами показывают убранство стола и драгоценные украшения рубежа XIX–XX веков.