Мужской монастырь святого Иоанна Лампадиста Морфской митрополии Кипрской Православной Церкви расположен к востоку от деревни Калопанайотис.

О его истории практически ничего не известно, кроме того, что он был основан в XI веке и первоначально был освящён в честь Святого Ираклидия. Это одна из православных святынь, внесенных в список мирового наследия, помимо монастыря св. Иоанна Лампадиста, под охраной ЮНЕСКО находятся еще девять кипрских церквей.
Без-имени-1(30)
Без-имени-2(23)

Будущий Святой Иоанн Лампадист, по легенде, родился в деревне Лампаду (ныне не существующей, располагавшейся у нынешнего села Галата). Иоанн был последним ребенком в многодетной семье священника из деревни Лампаду отца Кириакоса и матушки Анны. Они были состоятельными и благочестивыми людьми, воспитывавшими детей на примере христианских добродетелей. Маленький Иоаннис стал рано проявлять интерес к религиозным обрядам и старательно их соблюдать.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители, по византийскому обычаю, решили обручить его с девушкой из соседней деревни. Но обычно кроткий и послушный Иоаннис решительно воспротивился родительской воле, потому что всю свою жизнь хотел посвятить служению Богу. Его поступок разгневал родителей невесты, и они задумали извести строптивого жениха, воспользовавшись услугами деревенского колдуна. По воле Господа Иоаннис остался жив, хотя и лишился зрения. По-христиански простив обидчиков, он еще какое-то время продолжал жить в доме своих родителей, проводя большую часть времени в постах и молитвах.
Несколько лет спустя благочестивый юноша покинул родную деревню и в сопровождении тезки-прислужника отправился в обитель святого Ираклидиоса. Там в течение нескольких лет Иоанн проводил свои дни в молитвах, отдавая полагающуюся ему пищу бедным и питаясь лишь один раз в три-четыре дня. Своими наставлениями Иоанн вернул на путь истинный многие заблудшие души.
До наших дней в народной памяти сохранились легенды о чудесах, явленных святым. Одна из них повествует, как во время прогулки в Андруклосе стараниями Иоанна забил источник, обеспечивший (вплоть до нашего времени) всю округу чистой прохладной водой. А летописец Леонтиос Махерас писал о том, что святой обладал уникальной способностью изгонять бесов из одержимых этой напастью. Как гласит предание, незадолго до своей кончины Иоанн прозрел, чтобы увидеть трех златоглавых орлов, символизирующих Троицу, которые сообщили Лампадисту о скорой смерти.
Умер святой в возрасте 22 лет. Накануне смерти Иоанн Лампадист совершил последнее в своей земной жизни чудо. На смертном одре ему захотелось отведать винограда, принесенного слугой. Отец, не успевший благословить пищу, рассердился на сына за этот поступок, и тогда Иоанн приказал отнести виноградную гроздь на место. И она чудеснейшим образом прижилась к ветке. Провожаемый в последний путь родителями, монашеской братией и прихожанами, Иоанн был погребен в церкви святого Ираклидиоса. В течение многих ночей после погребения верующие могли наблюдать таинственный свет над его могилой как знак святости усопшего. Через некоторое время отец, выполняя просьбу сына, построил небольшую церковь рядом с церковью святого Ираклидиоса. Когда мощи святого переносили на новое место захоронения, произошли чудеса исцеления.
Начиная с XIII века иконописцы изображают Иоанна Лампадиста в дьяконовском облачении, что не соответствует действительности. Существует легенда о том, как художнику, выполнявшему икону по заказу его отца, долго не давалось изображение Лампадиста, пока святой не предстал перед ним в облике королевского сборщика налогов. Монастырь святого Ираклидиоса, епископа Тамасоса, где провел свои последние годы Иоанн Лампадист, был построен недалеко от места крещения Ираклидиоса апостолами Павлом и Варнавой. К сожалению, никаких сведений об основании этой обители не сохранилось. Главная церковь монастыря (ее называют Кафолико) представляет собой тип крестовокупольного храма. Она была построена в XI веке, тогда же, как предполагают, был основан и монастырь. В XII веке его северную часть перестроили, а обитель переименовали в честь Иоанна Лампадиста.
Монастырский комплекс интересен своей архитектурой и монументальной живописью. Сохранившиеся в монастыре росписи относятся к XI-XVI векам. Росписи XII века сохранились лишь частично в нижней части апсиды. Они представляют собой фрагменты орнамента и изображение двух коленопреклоненных монахов в позе деисуса (в переводе с греческого — «моление»). Росписи XIII века представляют собой смесь посткомниновского, восточного и западного влияний. Тогда же были украшены купол и большая часть столпов, поддерживающих его, а также западная стена, западная и южная арки.
Для смешанного стиля, получившего распространение на Кипре в XIII веке, характерны более вытянутые пропорции ликов, выражающие одухотворенность, а также многофигурность композиции и яркость колорита. Наилучшим примером в этой области монументального искусства служит фреска, изображающая триумфальный Вход Господень в Иерусалим, находящаяся в церкви святого Ираклидиоса. В 1400 году роспись продолжили — появились небольшие сцены из жизни Христа. В течение всего XV века количество подобных сцен увеличилось, в результате чего уменьшился размер композиций и они потеряли свою монументальность. На северной стене церкви появились сценки с изображением Страстей Господних, которые интересны тем, что вместо римских солдат на них изображены рыцари-франки. Во второй половине XV века в монастыре велись строительные работы. В этот период были построены часовни Акафистос гимнос и Латинико.
В первые годы турецкого владычества Кафолико и часовню Иоанниса Лампадиста (где в серебряном реликварии, выполненном в 1641 году, хранятся мощи святого), покрыли единой черепично-деревянной кровлей. Очень похожая крыша покрывает и Латинико. Этот вид кровли — деревянная крыша, покрытая плоской черепицей, загнутой в нижней части, изобретен на Кипре и встречается в горных районах Троодоса. Он прост в изготовлении и хорошо защищает от непогоды. В монастыре хранится икона с самым древним изображением Кафолико. На фоне крестовокупольного храма запечатлен иконописец, создающий икону Иоанниса Лампадиста.
Самое древнее письменное описание монастыря принадлежит русскому путешественнику Василию Барскому, который побывал в нем в 1739 году. Барский провел в обители три дня и три ночи, поклоняясь чудесным мощам святого Иоанниса. Он писал, что тогда в монастыре проживало десять монахов, не очень строго, на его взгляд, соблюдавших монашеский устав из-за постоянного вмешательства в их жизнь турок.
Архимандрит Киприанос в своей «Истории Кипра», изданной в 1788 году в Венеции, упоминает о монастыре как о собственности митрополии Керинии. На протяжении XVIII века в монастыре вновь проходили строительные работы, существенно изменившие его внешний облик. В течение довольно длительного времени монастырь процветал, увеличивая свои землевладения: у него было четыре подворья, самое богатое из которых находилось в районе Морфу.
В 1821 году началась новая реконструкция монастыря, затронувшая и Главную церковь. В ней расширили южный вход. В результате чего были уничтожены некоторые росписи, украшавшие южную стену храма. В середине XIX века жизнь в монастыре пришла в упадок. Лишь самое большое его помещение использовалось в качестве школы для детей из окрестных сел.
В наши дни обитель святого Иоанна Лампадиста вновь ожила. И ежегодно 4 октября в день смерти святого Кипрская православная церковь чтит его память. Сегодня монастырь посещает множество туристов и паломников. Местность, где он расположен, очень живописна. Недалеко от него находится известный на Кипре целебный источник. С 2000 года Департамент древностей проводит в монастыре работы, в ходе которых были отреставрированы росписи нартекса, резной иконостас, обновлена позолота интерьера, заменены керамические плитки, которыми выложен пол, а также обновлена кровля. Вот уже несколько лет как на территории монастыря существует хранилище икон. Там размещено довольно большое количество икон XII–XIX веков, собранных из разных церквей Калопанайотиса.
Без-имени-3(17)
Без-имени-4(10)

Во время паломнической поездки в монастырь Иоанна Лампадиста представителей Кипрского отделения ИППО был снят небольшой видеорепортаж о монастыре и музее, который находится на его территории.