Удивительная церковь, освящённая во имя Пресвятой Богородицы Ангелоктисти, что в переводе означает «Построенная Ангелами», расположена в селении Кити. Сохранившиеся в её алтарном пространстве уникальные мозаики датируются началом VI столетия.


Храм Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в течение многих веков не единожды перестраивался, дополнялся и поновлялся, и сегодня он являет собой интересное архитектурное сооружение, собравшее вместе три разновременные церкви.
Центральная крестово-купольная трёхнефная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была воздвигнута на руинах древней базилики V века, разрушенной безжалостным пожаром. И лишь чудом уцелевшая апсида органично вписалась в облик нового храма, возведённого уже столетие спустя. Тогда же конху апсиды, скрытую от людских глаз иконостасом, украсили мозаичным изображением Богородицы с Младенцем и предстоящими Ей архангелами Михаилом и Гавриилом. Свой современный облик церковь обрела лишь в XI столетии.
Сегодня в полумраке алтаря мерцает древняя мозаика. На её золотом фоне, символизирующем свет Божественного учения и красоту неземного мира, выделяется фигура Пресвятой Богородицы на драгоценном подножии с Младенцем Христом на руках. Это самое древнее изображение, именуемое Брефократуса, что в переводе означает Дева с Младенцем.
Позднее этот иконографический тип получит название, хорошо известное сегодня, – Богородица Одигитрия или Путеводительница. На мерцающей золотом мозаике Пресвятая Богородица, облачённая в сине-зелёный хитон и красный мафорий, покрывающий голову и плечи. Контрастируя с тёмным цветом Её одежд, в золотых тонах выписан младенец Иисус. Светлый лик Богородицы с широко открытыми глазами производит ошеломляющее впечатление. Образы предстоящих Её архангелов Гавриила и Михаила выполнены в лучших традициях эллинистического искусства.
В середине XIII века внутреннее пространство храма украсили настенными росписями, которые до нашего времени практически не сохранились. И лишь отдельные их фрагменты присутствуют сегодня в куполе центрального нефа, в алтарной части храма (изображения Отцов Церкви), на западной стороне северо-восточного столба (сцена Благовещения) и на южной стороне северо-западной колонны (образ Пресвятой Богородицы на Престоле).
И только одну фреску с изображением Иоанна Крестителя, держащего в левой руке свиток, с начертанными на нём словами «Кающийся приближается к Царствию Небесному», неумолимое время почти полностью сберегло до наших дней.

Немало сюжетов Священной истории представлено в многочисленных иконах храма. Несомненный интерес вызывают полнофигурные изображения святых женщин Параскевы и Ирины, святых воинов Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на белом и гнедом конях.
Особого внимания заслуживает икона Пресвятой богородицы Всецарицы, восседающей на троне с Младенцем Христом на коленях, и предстоящими Ей евангелистом Лукой с кистью в руке и святым Лазарем. Эта редкая икона соединила в своём сюжете самые значительные для православного Кипра события.
По преданию, ещё при земной жизни Богородицы и по Её просьбе апостолом Лукой были написаны три чудотворные иконы Божией Матери. Позднее одну из них Византийский император Алексий Комнин в XI столетии подарил Кипру, и сегодня она хранится в Киккском монастыре Пресвятой Богородицы Милостивой.
Другое предание связано с именем святого Лазаря. Воскрешённый Иисусом он покинул Палестину и перебрался на Кипр, где, приняв духовный сан из рук апостолов Павла и Варнавы, стал первым епископом Китиона (древнее название Ларнаки). Здесь, по преданию, святого Лазаря однажды посетила Пресвятая Богородица, разделив с ним радость святого бытия и навсегда озарив Кипр своим благословением.
На северной стене нефа размещена икона Святой Варвары, на которой в трёх ярусах воспроизведены разновременные события из жизни великомученицы.
В верхней части иконы на золотом фоне выписан сам образ святой Варвары с воздетыми в молитве руками, в тёмно-зелёном хитоне, алом плаще и белом платке. Чуть ниже – три житийных сюжета, раскрывающие предсмертные страдания мученицы. И в самой нижней части иконы, на фоне унылого пейзажа каменной пустыни, раскрывается самый страшный эпизод её короткой жизни: отец-язычник собственноручно обезглавливает свою дочь.

Дополняет убранство храма высокий деревянный амвон на стене нефа, традиционно украшенный образами четырёх евангелистов и фигуркой орла, символизирующего Божественное вдохновение в Воскресение.
В XIX веке храм вновь подвергся реконструкции. Его внутреннее пространство увеличили, удлинив западную часть и добавив галерею для женщин и детей.
В XII столетии к северной стороне храма Пресвятой Богородицы была пристроена маленькая часовня, освящённая во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана. Позднее её стены украсили росписями, часть которых сохранилась до наших дней.
Среди них выделяются красотой и благородством лики святых целителей Космы и Дамиана в западной нише северной стены; эти изображения относят к XIV веку. В западной слепой арке присутствуют образы ктиторов, на чьи средства была сооружена эта часовня. В центре Святой Георгий на белом коне, поражающий копьём дракона.
Латинская часовня, добавленная к южной стороне храма Пресвятой Богородицы в конце XIII века, представляет в плане прямоугольную базилику. Вход в неё украшают три гербовых щита, один из которых с изображением львиных голов, принадлежал когда-то богатой франкской семье, построившей эту церковь. В ней, пережив века, сохранился тяжёлый надгробный камень, на котором выгравировано имя владельца этой большой часовни – Симон Ренье де Гибелет и дата его погребения – 1302 год.
Сегодня перекрытое готическим сводом внутреннее пространство небольшого здания украшают древние иконы минувших столетий. Среди них уникальный образ Иисуса Христа, Спасителя Мира. На золотом фоне выписан образ благословляющего Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие. На его страницах начертано, что каждый достоин прощения, и если ты сможешь простить оступившегося, то и сам будешь прощён твоим Отцом Небесным.
Полный духовного благородства строгий аскетичный лик Спасителя, Его порфирная туника и тёмно-зелёный гимантий, украшенный золотым растительным орнаментом, свидетельствуют о том, что мастер хранил верность византийскому иконописному канону. Здесь же поясная икона Святой Параскевы, выполненная в XVII столетии. В руках великомученицы небольшая икона с изображением Спасителя, именуемая «Край Смирения».

Уникальность церкви Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в Кити не вызывает ни малейшего сомнения, ведь в ней самым невероятным образом время сберегло редчайшие смальтовые мозаики, поражающие не только своими иконографическими характеристиками, но и тем, что они пережили сложный иконоборческий период в истории развития христианства.
Сегодня таких церквей, где присутствуют ранневизантийские мозаики, во всём мире насчитывается не более шести-семи, две из которых находятся на Кипре.
Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов