21 (8) ноября церковью отмечается светлый праздник — Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – невидимых ангелов, которые сотворены Богом прежде человека. И хотя он не входит в число великих и двунадесятых праздников, всегда был очень почитаемым и любимым на Руси.
Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.
В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в святом писании, и именуется «Вождем воинства Господня». Его называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
Архистратигу Михаилу причисляют главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
Архистратиг Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
Архистратиг Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архистратига Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их.
Церковь почитает Архистратига Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.
К Архистратигу Михаилу принято обращаться с молитвами об исцелении от всяческих недугов. Это связно с почитанием архангела как победителя злых духов, которых считали источником болезней. Именем святого Михаила нередко называли целебные источники.
Предание Церкви, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.
С именем Архистратига Михаила связано множество чудес.
Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. В старинной литературе очень много упоминаний о сотворенных чудесах великого ангела. Например, в 1239 г. Архангел помог новгородским жителям в противостоянии с нашествием хана Батыя. Говорят, будто Михаил просто встал перед нападающими и запретил им входить в Новгородскую крепость. Таким образом была остановлена великая война.

История.
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей Божиих, охранителей человеческого рода. Повелено было праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).
Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).
Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, как и люди, имеют ум, намного совершение, чем человеческий. Ангелы — вечны.
Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.
Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился и пожелал быть равным Богу. Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов.
Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподнюю. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.
Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.
Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы («Пламенеющие», «Огненные»)-находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Херувимы («заступники», «умы, распространители познания») — Их имя значит: излияние премудрости, просвещение.
Престолы — Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию.
Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению.
Силы — исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим.
Власти — имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала — начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений.
Архангелы — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы — наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни.
Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В Православной церкви почитаются восемь Архангелов.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.
Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – изображается, попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью или пламенеющим мечом, на котором начертан червленый крест.

Гавриил («Сила Божия») – провозвестник и служитель Божественного всемогущества

Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – могущественный целитель

Уриил («Огонь и свет Божий») – властвует над небесными светилами, просветитель

Селафиил («Молитва к Богу») – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и побуждающий людей к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей

Иегудиил («Хвала Богу») – покровитель всех, кто усердно трудится, является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа.

Варахиил («Благословение Божие») – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией

Иеремиил («возвышение к Богу, высота Божия») – посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу.

У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога. После смерти отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.

Текст написал председатель кипрского отделения ИППО Буланов Л.А.