Женский монастырь Архангела Михаила расположен недалеко от столицы Кипра Никосии, на вершине холма, юго-восточнее деревни Аналиондас, которая относится к епархии Левкосии.


Когда монастырь был построен, точно неизвестно. Согласно преданию церковь Архангела Михаила была открыта здесь в XII веке.
Первое описание обители даёт Василий Барский, посетивший его летом 1735 года. Он написал в своих воспоминаниях: «…монастырь этот создан древними благородными мужами в честь святого Архистратига Михаила». Уже тогда монастырь отличался своей древностью. Косвенно время возведения монастыря подтвердили греческие учёные после того, как проанализировали архивные материалы минувших веков. Они высказали мысль о том, что обитель существовала здесь уже в начале XV века.
Как известно, епископы Кипра в те времена были под юрисдикцией католической церкви. По мнению учёных, тайное заседание Священного Синода, которое состоялось летом 1406 года, проходило, скорее всего, именно в этом монастыре. О древнем происхождении обители свидетельствуют также иконы и росписи главного храма. Их создали в XVII веке искусные мастера из монастыря Святого Ираклидия.
Однако если о времени основания монастыря нам ничего не известно, наличествует достоверная информация о том, когда он был полностью перестроен и обновлён архиепископом Хрисанфом в 1769 году.
Архимандрит Киприан, известный кипрский летописец, в своём труде «Хронологическая история острова Кипр», опубликованном в 1788 году, подтверждает: «жизнь в монастыре никогда не угасала, и монахи никогда его не покидали».
В конце XVIII века в обители была проведена масштабная реконструкция. Главный храм был обновлён, построены новые кельи. Но к середине XIX века обитель опустела, как, впрочем, и многие другие монастыри на Кипре. Масштабная реставрация монастыря была начата только в 1970 году, после того как обитель посетил архиепископ Макариос III. Тогда была построена часовня святого Нектариоса, а главный монастырский храм был отреставрирован.
Несмотря на все пережитые трудности, обитель сумела сохранить для потомков уникальные шедевры искусства. Тот облик святой обители, который мы видим сейчас, начал формироваться в годы правления архиепископа Хрисантоса. При нём в монастыре был восстановлен главный храм, обновлены фрески и иконостас, построены новые хозяйственные помещения и кельи.

Односводчатый храм обители украшен образами святых, украшена нижняя часть северной, западной и южной сторон. В основном храм представляет собой типичный образец однонефных храмов с апсидами и тремя входами с северной, западной и южной сторон.
К западу от главного входа изображён ктитор – архиепископ Хрисанф, приносящий храм в дар архангелу Михаилу. Две кратких надписи указывают на дату реконструкции храма архиепископом Хрисанфом и экономом монастыря Леонтием: 1769 год. Посвятительную фреску написал мастер по фрескам иеромонах Леонтий, который написал все фрески на западной и южной стенах и большую часть фресок на северной стене храма.
За западным окном северной стены изображены святые целители бессребреники Косьма, Дамиан и Пантелеймон. С другой стороны того же окна видны образы трёх святых, имена которых не указаны. Изображения трёх неизвестных святых, как и изображение святого Мины к востоку от северных врат, были созданы в 1863 году иконописцем Антонием Хаджихристу. Другие фрески северной стены принадлежат кисти иеромонаха Леонтия и были выполнены одновременно с реконструкцией храма. Эти фрески, как мы читаем в надписях, являются посвятительными и созданы на средства различных жертвователей. Техника росписи храма монастыря Архангела Михаила близка к технике исполнения иконы на дереве, что свидетельствует о создании этой росписи в период упадка церковной живописи на Кипре.

Подлинной реликвией является большая храмовая икона Архангела Михаила. Известный русский монах-путешественник В. Григорович-Барский так сказал про эту икону: «она выполнена с таким искусством и в таком измерении, что наполняет каждого смотрящего на неё необычайным волнением и необъяснимым беспокойством. И не существует во всём Кипре другого такого образа, который бы мог сравниться с ним как по силе воздействия и размерам, так и по технике исполнения». Эти слова известного русского путешественника не потеряли актуальность и в наши дни.

В монастырском дворе растут фруктовые деревья, цветы и зелень. Источник чистейшей воды украшен мозаичным панно. И завершением облика обители стал портал, на котором мозаикой выложены образы архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила. Люди едут в святую обитель, чтобы найти здесь покой и умиротворение.

Автор статьи председатель кипрского отделения ИППО, профессор Буланов Л.А.