В 2004 году книга «Мануальная терапия. Секреты долголетия « вызвала большой интерес у читателей, в последующем издавалась многими издательствами повторно. Почему же книга вызвала такой высокий интерес? Потому что, Леонид Буланов смог раскрыть идею медицины, метод бескровной костной хирургии, т.е. остеопатии или мануальной терапии и открыть в полном смысле слова «секрет долголетия», хотя книга названа по названию телевизионной программы «Секреты долголетия» ведущий Леонид Буланов.
В данной главе Леонид Буланов поднимает тему об истории медицины неврологии мануальной терапии и остеопатии.
Продолжение следует.
Заместитель глав.врача «НИЛКХО»
Член академии и советник президента МАИСН
Н. Плешакова

Профессор Леонид Буланов

ЭКСКУРС ВО ВРЕМЕНИ

Чем большее число столетий поучает нас Бог,
тем более распространяет Он наши знания.
Теофраст Парацельс,
«Лабиринт врачей»

Практика и основы теории мануальной терапии стары как мир. Вероятно потому, что когда на одном из этапов филогенеза – процесса развития живых существ – наш гипотетический предок впервые спустился с дерева, разогнулся и встал на обе ноги, он испытал нечто сродни шоку. Увы, к сожалению, структура человеческого скелета не слишком приспособлена для прямого хождения. В положении ортостаза позвоночник испытывает чудовищные нагрузки. Видимо, поэтому с начала времен люди не только вынуждены учиться
правильно (безопасно) ходить и вырабатывать осанку, но и совершенствовать методы профилактики и лечения позвоночника, суставов, периферических мышц и связок – всего опорно-двигательного аппарата.
1. Черные камни Ики
Искусство костоправства дошло до третьего тысячелетия нашего времени из невероятных глубин веков. Это в частности подтверждают сенсационные публикации об экспонатах литотеки в перуанском городе Ики. Владелец уникального собрания хирург и профессор местного университета Хавьера Кабрера Даркеа не первый год находит в окрестностях Косты (тихоокеанское побережье Перу) так называемые «черные гравированные камни». Сегодня в музейной коллекции насчитывается свыше 15 тысяч поразительных плит, испещренных хорошо сохранившимися рисунками эпохи… динозавров! Исследователи полагают, что «картинки» могли быть нанесены одной из неизвестных пока ветвей неандертальцев. Или похожими на них гуманоидами. В любом случае сообразительных кроманьонцев, которых принято считать прямыми предками современного человека, тогда и в помине не было. Так вот, судя по изображениям, таинственная цивилизация в совершенстве владела искусством врачевания. На одном из камней отчетливо видно как древний лекарь производит манипуляции на позвоночнике пациента. На другом рисунке «невозможный врач», захватив и прижав к себе голову больного, вправляет человеку шейные позвонки. На третьем используется хорошо знакомый костоправам действенный метод (больной при этом лежит на животе) вытяжения позвонков.
Как бы там ни было бесценное каменное собрание перуанского ученого еще одно документальное подтверждение того, что костоправство возникло на заре человечества.
2. Мануальная терапия шумеров
Многие современные исследователи методов народной медицины склонны полагать, что основы бесценных знаний последующие поколения целителей переняли у врачевателей древнейшей цивилизации загадочных шумеров. Никто пока не может сказать, откуда они пришли в Южную Месопотамию, построив 6000 лет назад великолепные города-государства в болотистой безжизненной дельте Тигра и Евфрата.
Однако доподлинно известно, что в пантеоне богов таинственного народа была покровительница медицины великая Нинти (Мама или Баба, дочь верховного бога Ану) и божество здоровья Даму. Как явствует из клинописей на глиняных табличках, найденных в Ниппуре научной экспедицией Пенсильванского университета (США), к Нинти и Даму взывали жрецы-заклинатели, когда требовалось избавить человека от недуга и помочь больному восстановить «равновесие организма». Шумерские целители, шесть лет обучавшиеся в медицинской академии «эддуба», впоследствии делились на азу (тех, кто знал лекарственные растворы для приема внутрь) и язу (специалистов по наружным мазям). И те, и другие умело сочетали искусство врачевания с ритуальными заговорами, заклятиями, магическими обрядами. Так если человек травмировал или ломал кости, на них накладывали камышовые шины и при этом наговаривали магические заклятия. Тому, кто жестоко страдал от необъяснимых болей в позвоночнике и суставах, рекомендовали чудо-действенные мази. Их старательно втирали в больное место, не уставая повторять магические молитвы. Как полагал русский врач Григорий Попов (в 1903 году), древние врачеватели уже тогда владели гипнотическими способностями и, «заговаривая болезни» через монотонные заклинания, вводили пациента в состояние транса.
Спектр медицинских препаратов шумеров был достаточно разнообразен. Костоправы Двуречья применяли травы,
корни, листья, настои и отвары из них, минералы, растертые в порошок, мед, продукты животноводства, рыбной ловли и даже панцирь черепахи. Широко использовалась тракционная (сжимание) и дистракционная (вытяжение) терапия, ингаляция, оздоровительный массаж с растиранием тела ароматическими маслами, лечебная гимнастика. Не случайно, когда позднее знаменитого египетского фараона Аменхотепа стали донимать сильные поясничные и суставные боли, жрецы отправили специальное посольство в Ассирию, где отыскали целителя, знакомого с «божественным искусством» костоправства шумеров. Через неделю египетский правитель встал на ноги и велел выдать врачевателю столько зерна и золота, сколько тот сможет унести.
3. Искусство лечения цветом
В Древнем Египте во времена фараона Джосера, основателя III царской династии, слагали легенды о строителе первой ступенчатой пирамиды в Саккаре, верховном жреце и непревзойденном целителе Импхотепе. С его легкой руки египетские лекари стали впервые использовать (помимо прочих способов) для лечения заболеваний опорно’двигательного аппарата метод цветотерапии, который в сегодняшней мануальной медицине известен как хромотерапия. В святилищах бога мудрости и знаний Тота оборудовались специальные цветные залы. В них ученики мудрого Импхотепа помещали в сосуды с фруктовыми соками (они, по мнению египтян, содержали энергию бога солнца Ра) драгоценные камни того же цвета, что и напиток, а затем, выдержав
настой определенное время, подавали целебное снадобье больным.
Древние врачеватели и основатели эзотерических школ не без основания полагали, что органы и системы нашего тела весьма чувствительны к определенным цветам, активизирующим или замедляющим многие процессы в организме. Так, например, красный цвет (допустим, крови) считается Духом Жизни. Оранжевые цвета различной интенсивности связаны с возможностями внутреннего оздоровления организма. Золотисто-желтый цвет символизирует Дух Мудрости, весьма располагает к медитации, концентрации внимания. Зеленые краски – цвета непрерывного развития и даже бессмертия. Голубые сопряжены с Духом Истины. Синие обладают общеукрепляющими свойствами. Черный цвет – символ абсолютной тишины и спокойствия. И т. д. В 30’х гг. XX века крупный индийский ученый Д. Гхадиали подтвердил возможности цветолечения, подробно описав
его терапевтический эффект. Позднее швейцарский психолог с мировым именем Макс Люшер составил уникальный цветовой тест и убедительно доказал, что различные цвета по-разному воздействуют на опорно-двигательный аппарат человека, и вполне могут изменять параметры его физического и эмоционального состояния. В частности лечение артрита протекает гораздо эффективнее, если пациента окружить фиолетовым или синим цветом лампы, интерьера. Снять головную боль помогают голубые и зеленые цвета. Расслаблению (миорелаксации) напряженных мышц прекрасно способствует красный цвет. Оранжевый напротив повышает мышечный тонус. При заболеваниях суставов конечностей показаны фиолетовый и лимонный цвета.
В былые времена костоправам Египта, Греции, Индии и Китая был знаком и оздоровительный эффект такого способа народного лечения как цветовое дыхание. В зависимости от заболевания какого-нибудь отдела позвоночника или суставов конечностей народный лекарь предлагал пациенту представить конкретный цвет, мысленно окружить им пораженный участок (пространство) и дышать по определенной системе.
Больной удобно садился, выпрямляя позвоночник. Затем, прижав кончик языка к альвеолам (двум бугоркам на верхнем небе), вдыхал через нос, задерживал воздух на 12 секунд, а потом медленно выдыхал через рот. В процессе каждого вдоха надо было представить рекомендованный цвет, который благоприятен именно при данном недуге. Как показали современные исследования, синими и фиолетовыми красками полезно мысленно окружать себя во время «цветового дыхания» при заболеваниях костной системы. В оранжевые цвета желательно «погружаться» для расслабления (релаксации) мышечных тканей. Функционального восстановления нервной системы можно добиться посредством зеленых цветов.
В наши дни английский врач Эдвард Бах разработал для своих пациентов эффективную цветочную терапию, назвав ее «солнечным методом». Когда растения определенных цветов, подобранные для больного, полностью расцветают, доктор помещает их в ванночку с водой, выставляет на солнце и ждет, когда цветы завянут, а их целебные качества перейдут в воду, которую следует пить в лечебных целях.
4. Основной принцип гомеопатии
Около 200 лет назад австрийский химик и врач Фридрих Христиан Самуэль Ганеман разработал терапевтическую систему нетрадиционного лечения, основанную на принципе «подобное лечится подобным» («similia similibus curantur»). В памяти невольно всплывает эпизод из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Степан Лиходеев с мучительного похмелья подозвал домработницу Груню и решительно потребовал от нее пирамидону. Однако рядом находился некий посетитель, который категорически заявил,
что пирамидон теперь не поможет, так как подобное следует лечить подобным. Врачебная практика свидетельствует: так оно и есть. Доктор Ганеман убедительно доказал, что строго дозированные
яды становятся прекрасными лекарственными средствами и в определенных количествах способны устранять вызванные ими отравления. В результате мир получил уникальные справочные пособия по гомеопатии «Materia medica». Следуя медицинскому подходу лечить больного, а не болезнь, врач-гомеопат проводит лечение индивидуально. Ведь однотипные боли в позвоночнике или суставах конечностей могут быть следствием травмы, охлаждения, интоксикации – чего угодно. В зависимости от причин, вызвавших болезнь,
врач-гомеопат и назначает дозы лекарства. Например, при травме позвонков, остеохондрозе, остеоартрозе и нарушениях обменных процессов организма большинству больных показана арника или багульник. Если причина недомогания – охлаждение, мануальный терапевт может рекомендовать, допустим, известковую серную печень.
Лекарственные средства гомеопатии применяют одновременно с остеопатическими манипуляциями, или же, чередуя их. Причем, гомеопатическая терапия предполагает использование не только целебных растений, но и минералов, змеиных ядов, средств жизнедеятельности различных животных и насекомых (мед, муравьиную кислоту и т. д.)
5. Философия Востока
Неоценимую лепту в развитие теории и практики народного целительства внесли гималайские мудрецы. Они разработали древнейшую медицинскую систему Аюрведа (в переводе с санскрита «аюр» – жизнь, «веда» – знания). Индийские ученые Чарака, Сушрута и Вагбхата, написавшие солидные трактаты по Аюрведе, убедительно доказали, что состояние организма во многом определяется тем, насколько здоров позвоночник. Не случайно среди йогов бытует твердое убеждение: пока гибок и здоров позвоночник, здорово и наше тело. Ну а отклонения от нормы вполне можно исправить посредством корригирующей физиотерапии, массажа, иглоукалывания и
комплекса гимнастических упражнений. Проще говоря, через методы, которые, спустя века, сегодня эффективно применяют мануальные терапевты всего мира. Согласно Аюрведе человек состоит из пяти основных элементов: эфира, воздуха, воды, огня и земли. Их сочетания
образуют три жизненные энергии (доши). Если гармония нарушается, организм дает сбой. Скажем, когда мы превышаем допустимые нагрузки на опорно-двигательный аппарат, то
вольно или невольно оказываем негативное воздействие на драгоценную энергию движения (вату). Чаще всего это приводит к расстройству процесса обмена веществ (питта). Наконец, когда ослабевает энергия поддержания баланса жидкости и эластичности тканей организма (капха), наступает болезнь. Одним из действенных приемов восстановления нарушенных функций и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата сторонники Аюрведы издавна считали
использование энергии особым образом сложенных кистей рук целителя. На санскрите такой лечебный прием называется «мудра». Метод сложный. Он требует огромной концентрации мысли и поэтому доступен очень немногим. Тут нужен особый дар. Дело в том что, положив кисти рук на пораженную зону, например, конкретного отдела позвоночника, целитель
мысленно сосредотачивается на ослабленном энергетическом меридиане и одной лишь мыслью старается перераспределить живительную энергию так, чтобы ее потоки проникли
в пораженный канал, способствуя восстановлению нарушенных функций.
Это редко удается сразу. Терапевтические сеансы с использованием мудр, судя по историческому опыту врачевателей Индии, Китая, Японии и Корейского полуострова могут продолжаться от нескольких дней до многих месяцев. В процессе лечения методом мудры, положение кистей по мере необходимости меняется. Ежедневные сеансы могут проводиться до 6 раз продолжительностью 5–10 минут с использованием 2–3 мудр.
6. Теория баланса и дисгармонии
В знаменитом трактате «Внутренний канон Желтого Владыки», сложившемся к I веку до нашей эры, определены особенности медицины Древнего Китая: лечить не отдельные
органы или части тела, а весь организм в целом. Целители Поднебесной империи издревле считали, что качество здоровья, прежде всего, зависит от состояния баланса жизненных
сил. Болезнь – же явная дисгармония, расстройство их функций. Стало быть, необходимо устранить опасный дисбаланс.
Историческое досье остеопата
Великий завоеватель Чингисхан (Темучин) в 63 года слабел на глазах. Он уже не мог оседлать любимого коня без помощи личных телохранителей кэшиктэнов и все чаще оставался в походном
шатре, в одиночестве размышляя о бренности бытия. Наконец, грозный покоритель народов распорядился через посланцев, чтобы к нему во временную ставку на берегах Амударьи явился китайский мудрец и маг Чан Чунь (Цю Чуцзи), глава даосской монашеской общины Байюньгуань («Белое облако») и последователь учения мыслителя Лао-Цзы. Старец покорно собрался в далекий путь. Пятнадцать месяцев он добирался через весь Северный Китай, Монголию, Восточный Туркестан и Семиречье, пока 16 мая 1222 года не предстал перед повелителем мира.
Первое о чем спросил Чан Чуня суровый завоеватель, можно ли достичь бессмертия. Учитель отвечал, что в таком виде, в каком тот себе представляет, нельзя. Есть лишь средства продлевать жизнь, но нет лекарства для физического бессмертия. “В этом случае мне остается только смириться”. – Опустил тяжелую голову Чингисхан. В ответ китайский мастер напомнил хозяину богатого шатра, что жизнь, если ее правильно выстроить, можно существенно продлить.
Одно из главных условий – научиться снимать усталость. Когда долго стоишь, страдают суставы ног. Если сутками скачешь по степи, от микро сотрясений незаметно разрушается позвоночник. Чрезмерно долгий пеший переход перенапрягает кости и мышцы. А долгое сидение на одном месте вызывает опасный застой крови. Чтобы избежать усталости и преждевременного старения
организма, надо чаще менять его положения. Каким образом? Поочередно принимая различные позы зверей и птиц: медведя, тигра, орла и т.д.
И питаться, следуя философии дао, надо совсем по-другому. Например, можно научиться накапливать, а потом глотать собственную слюну, утоляя тем самым чувство голода и укрепляя
дух. Еще лучше, если единственной пищей станет воздух! В нем ведь собраны все жизненно необходимые элементы, утверждал мудрец. После этого он несколько месяцев обучал Чингисхана основным приемам грамотного образа жизни. Закончилось тем, что завоеватель не просто отпустил Чан Чуня с миром. Мудрец привез в Китай высочайшую грамоту о том, что даосские общины освобождаются от всех податей на вечные времена. Сам Чингисхан после этой встречи прожил еще 5 лет. Он скончался во время очередного похода на берегах Желтой реки
(Хуанхэ) в 1227 году.